Анатолий Михайлов: Мировоззрение срединного пути или Евразийство 21 века
Источник: Изборский клуб
Размышления советского инженера о том, в каком случае всё происходящее приобретает смысл и надежду…
Окунувшись в 2000 году в китайскую глубинку, в гущу традиционного деревенского уклада мне стало понятно, что тут «граната совсем другой системы», но в чем эта инаковость — понять было совершенно невозможно. На это понадобилось почти 25 лет. Позже услышал слова Владимира Малявина о том, что китайская традиция стоит на тайне. На тайне иного бытия. Это подтвердило мои первые ощущения и вызвало еще больше интереса разгадать эту тайну или хотя бы прикоснуться к этой тайне поближе. Вот некоторые соображения на эту тему…
На наших глазах разворачивается полномасштабный мировоззренческий кризис, кризис смыслов современной цивилизации предапокалиптического характера. Очевидно, что если этот глобальный смысловой кризис не будет преодолен, то масса вытекающих из него локальных кризисов поставят человечество на грань очередного исчезновения согласно тем негативным сценариям, которые уже осмыслены ведущими западными аналитиками.
Помимо пяти негативных сценариев дальнейшего развития человечества, сформулированных, но скрываемых от широкой общественности, существует юбилейный доклад Римского клуба, в котором публично обозначены очень важные вопросы к дальнейшему развитию, но ответов на них не предложено. Видимо, ответы должны прийти с востока на запрос западных интеллектуалов и планировщиков. Вот робкая попытка обозначить контуры возможного ответа или, скорее, направление поиска возможных ответов.
В начале хочется обратить Ваше внимание на публикацию в журнале «Огонек» от 2005 года под интригующим названием «Заметки о конце света». По какой-то причине она врезалась мне в память и все эти годы периодически напоминает о себе.
В статье говорится о международном симпозиуме, проходившем тогда в подмосковном наукограде, в Дубне, где обсуждались «Процессы самоорганизации в Универсальной истории». Тогда договорилось о том, что «история человечества заканчивается прямо у нас на глазах, и мир уже начал необратимо изменяться.»
Присутствовало много ученых из разных стран в том числе и «Дэвид Кристиан, профессор Университета Сан-Диего. Именно он 10 лет назад дал название новой науке, Big History — Большая история. Именно под этим лейблом самую модную науку современности знают в мире.
Большая история — междисциплинарное знание: на конгрессах встречаются психологи, космологи, геологи, генетики, биологи, физики, кибернетики.»
«Каждый говорит о своем, но все друг друга неплохо понимают. Потому что все доклады, по большому счету, посвящены одному — эволюции. Собственно, эволюция мироздания во всех ее проявлениях и является предметом исследования Большой истории.»
Из дальнейших рассуждений становится понятно, что современная наука, не имея возможности объяснить, что такое живое, и чем отличается человек от животного, допускает возможность того, что человек — это просто часть усложняющейся системы, которая обречена в скором времени к очередному уничтожению. Вот что там написано:
В этой связи необходимо отстоять, показать особую роль и предназначение человека в истории и возможность его влиять на фатальный ход развития событий и истории.
Для этих целей напрашивается метод, которым воспользовался физик Острецов И.Н. в своей книге «Введение в философию ненасильственного развития». Он применил аксиоматический научный метод, доказывающий, что целью появление человечества является совершенствование разума, вплоть до познания глубин иррационального мира. Во главу угла он поставил существование Триединого Создателя, приняв за аксиому то, что мир существует во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Тогда все остальное доказывается в его книге очень убедительно и наглядно, в особенности то, что человеку необходимо соблюдать законы Создателя и жить по воле Его, тогда все будет благополучно. В особенности он подчеркивает всем известные слова Иисуса Христа: «Нельзя служить Богу и мамоне». Если это не соблюдать — мир ждёт катастрофа.
Используя эту же методологию, хочется в аксиоматической манере повествования ввести определение живого, чтобы из этого утверждения сложить картину мира и мировоззрение, глубже раскрывающее предназначение человека.
Рискну высказать такую точку зрения, что живое — это то, что содержит в себе нетварные энергии высших порядков, исходящих от Творца и Ему присущих. Это Дух. Есть дух человека, а есть Дух Божий. Дух человека — это крупица от Духа Божьего, которая приносит жизнь в тело. Психика или душа призвана соединять дух и тело в конструктивном режиме работы. В деструктивном режиме работы душа (психика) разделяет дух и тело. Дух засыпает, перестает бодрствовать, а психика рулит телом. Человек становится бинарным, а не троичным, психика главенствует над телом, пестуя эго. Когда человек умирает, тело уходит к себе домой, дух — к себе. Судьба незрелой души — под вопросом. Видимо, энергетическая нестабильность приводит к распаду или повторному рождению.
Если душа пробуждается к своему предназначению, то будит дух и соединяет его с телом, соединяя две природы человека: материальную и духовную. За счет этого душа возрастает, мужает и нарабатывает в процессе жизни внутреннее вибрационное тело, или тело света (как в Китае говорят) в коконе физического тела. Тогда человек реализует свое предназначение, рождается заново и входит в Царство Божие, которое внутри нас есть, как сказано в Евангелии, при этой жизни, а после смерти физического тела обретает жизнь вечную. Тогда смерть можно рассматривать как фазовый переход, который происходит, когда внутренний человек созрел и готов к самостоятельной жизни в вечности. Жизнь — это всегда сочетание трех элементов: Духа, души и тела. Чтобы войти в жизнь вечную, необходима наработка, вынашивание в процессе жизни нового тела, в пределе, как у Иисуса после воскресения. Без нового тела в жизнь вечную не войдешь. Оно может дароваться в результате схождения Духа свыше, как на апостолов, но это сейчас происходит крайне редко. Видимо период демоверсии возможного преображения людей под влиянием извне закончился, и Создатель ждёт сознательной работы людей над собой, чтобы каждый смог в со-творчестве с Создателем до-сотворить себя сам, раскрыв свои потенциальные возможности, и реализовать заложенный талант, послужив таким образом общему делу в Великой общепланетарной сборке людей. В процессе пробуждения люди начинают понимать замысел Творца и стремиться сознательно найти своё место в едином теле Христа, как клетки живого организма Всечеловека. Когда соберутся все — наступит Великое Единение, Всеединство космического масштаба и Золотой век (по Циолковскому).
Образно можно сказать, что земля — это инкубатор для взращивания душ человеческих, где психика перерождается в Душу, где созданы благоприятные условия для жизни и постепенного пробуждения людей к этой великой цели своего предназначения и отказу от своеволия, которое порождает бесперспективное общество потребления, ведущее заигравшихся детей Божьих к катастрофе, а через это — к возможному пробуждению и возвращению в лоно Отца, если одумаются вовремя и откажутся от своеволия. Тогда вернутся как заблудшие дети в лоно мудрого Родителя под исполнение Воли Его.
Таким образом, если аксиоматически принять, что живое от неживого отличается наличием Души, а человек от животного отличается наличием Духа, спящего до времени в человеке, до времени, и человек имеет подобно Богу троичную структуру: Дух — Душа — Тело, то все остальные доводы приведённой выше этой краткой картины мира встают на свои места и выглядят достаточно убедительно и логично, а главное — вполне доступно для понимая большинства людей, что может выправить покосившуюся смысловую ось целесообразности человеческого существования и зажечь свет в конце тоннеля, придавая отчетливый смысл человеческому существованию.
В настоящее время это очень важно, нужно воодушевить людей идеей великого Возрождения, чтобы пробудить в них Дух, воодушевить и пробудить готовность решать сложнейшие задачи, стоящие перед современным обществом, чтобы изменить фатальный характер «Большой истории» своей коллективной волей, развернув процесс познания из внешнего космоса во внутренний, в область иррационального. Если мы с вами на это не решимся, то у наших детей уже не останется шансов на это, т.к. они вообще не понимают, что происходит, и что мир катится к глобальной катастрофе. Мы должны сами встать на эти рельсы и придать импульс познанию самих себя, сознательно сбавляя обороты внешнего развития и производство всего того, от чего можно воздержаться, уменьшая энергопотребление, накопление информации и количество мусора. Ученые посчитали, что если накопление информации будет происходить теми же темпами, то к 2200 году вес носителей информации сравнится с массой планеты Земля, что очевидно совершенно недопустимо и очевидно губительно. Стоит сильно задуматься, стоит делать лишний раз селфи или нет…
Нужно сознательно сбавлять обороты внешнего развития и производства всего и вся, переводя стрелки прогресса на внутреннее развитие, на познание скрытых возможностей человека, самих себя.
Это возможно только, если будет создана интегральная, целостная картина мира по образу цветка, объединяющая самые прогрессивные достижения научного, религиозного и эзотерического мировоззрения в общей сердцевине, а в лепестках останутся пока не согласованные утверждения.
Из этой картины мира в качестве производных появятся антикризисная программа и позитивный сценарий дальнейшего развития человечества, а также новые подходы к образованию детей и взрослых в новой эпохе человеческого развития.
В этой связи хочется вспомнить идею, предложенную китайским лидером Си Цзиньпином в 2015 г. на Саммите стран БРИКС: «Пять пальцев — еще не кулак. Нужна идея. Такой идеей является гармонизированный мир (Вера, Разум, Сила); путь, который объединяет духовные, интеллектуальные и материальные возможности» [Си Цзиньпин 2015].
Эти слова задают правильный вектор к гармонизации жизни людей на земле, но требуют разъяснения механизма реализации.
В глубинах китайской мудрости есть поговорка:
Эти простые, но очень глубокие слова раскрывают принцип осуществления построения гармонично развитого общества на земле, которое параллельно совершенствует свое духовное и материальное развитие в гармоническом триединстве Неба — Человека — Земли.
Через раскрытие потенциала практической реализации схемы Великого предела в жизни и в телах людей человечеству может быть раскрыт путь к сознательному второму рождению в процессе жизни и запуску процесса сознательной духовной эволюции людей на земле под воздействием энергий высших порядков, всё ещё не открытых современной наукой, но взаимодействие с которыми уже освоено в глубинах Китайской и Индийской традиции и глубинного православия.
Повторяя утверждение физика Острецова И.Н. о том, что «современной науке необходимо двигаться в сторону иррационального», можно указать вектор выхода из смыслового тупика цивилизации и глобального мировоззренческого кризиса.
На бинарной плоскости Х и Y (добра и зла, инь и ян) выхода нет, нужно двигаться вверх по оси Бытия (Z) и смотреть на мир глазами Творца, для которого все СВОИ из нейтральной позиции и осознанного существования.
Для этого нужно каждому человеку разворачивать внимание внутрь себя, в источник внимания, интересоваться им в себе, обживая это внутрикосмическое пространство неопределенности, развивая навык видеть себя и все происходящие в мире процессы со стороны, и таким образом не подвергаться влиянию великого манипулятора, имя которого Разделяющий.
Надо вспомнить слова Афанасия Великого: «Бог стал человеком, для того чтобы человек стал Богом!» Именно этот путь сознательной эволюции человек призван осуществить. Именно на это и нацелена вся эволюция космоса, а гармония — это механизм достижения цели. Только максималистическая идея, пришедшая к нам из глубинного православия, может поставить предельную цель человеческого развития (познания самих себя) и вдохновить многих на «ратны подвиги», показывая путь к построению метацивилизационной общности людей, живущих в мире с миром и открытых ему. Об этом пишет известный востоковед Владимир Малявин в своем манифесте грядущего евразийства под названием «Евразия и Всемирность».
Еще один элемент фундамента нового мировоззрения всплыл из глубин советской науки в трудах Клюева Александра Васильевича, автора «релятивистской теории психической деятельности человека», работавшего много лет в авиации, изучавшего поведение пилотов в экстремальных ситуациях. Его книги и особенно «Сознательная эволюция человека» закладывают мощный фундамент в осмысление и осознание возможности «второго рождения» и механизмов его практической реализации.
В итоге мы получаем, что книги Острецова И.Н. («Введение в философию ненасильственного развития»), Малявина В.В. («Евразия и Всемирность») и Клюева А.В. («Сознательная эволюция человека») закладывают мощный фундамент нового мировоззрения. На этих трех смысловых китах мир может удержаться на краю пропасти кризиса цивилизации, и в этой точке тотальной неопределенности, зависнув над пропастью, взглянув в глаза бездны, всё человечество и каждый человек в отдельности может пережить Метанойу, развернувшись на 180 градусов в сторону Творца, Преображения и своего истинного Предназначения.
Так в общих чертах может выглядеть позитивный сценарий дальнейшего развития человечества, который нам предстоит вместе осмыслить и обсудить в продолжение мыслей, высказанных в статье: «Что Россия может предложить миру?»