Азиатские ценности — предисловие участника форума Михалёва М.С.
Представляемый здесь документ (Азиатские ценности), с одной стороны, вобрал в себя плоды многочисленных идейных исканий, с другой, он совершенно неприметен и выглядит довольно ординарно. В его судьбе и его характере как будто проявляется суть древней китайской мудрости, которая также, как правило, до неприглядности незамысловата, но при этом содержит в себе столетия и тысячелетия глубоких и своеобразных прозрений. Формально компендиум грядущих азиатских ценностей, который здесь обрисовывается пока лишь в самых общих чертах, является плодом жарких дискуссий и результатом сверки умозаключений многочисленных делегатов со всех концов континента, от Ливана до Японии и от Шри-Ланки до Монголии, которых собрала в начале июля 2016 года на свой очередной съезд в Пекине Международная Конфуцианская Ассоциация. Одним из участников этого съезда довелось оказаться и вашему покорному слуге.
На самом деле, как представляется, это плод долгих раздумий председателя организации, известного исследователя интеллектуального наследия основателя и лидера КНР Мао Цзэдуна, профессора Тэн Вэньшэна. Фигура эта, безусловно, неординарная. Экспертному сообществу Тэн запомнился в основном тем, что именно он по сути явился создателем концепции «трех представительств», ставшей идеологической основой для КПК эпохи правления Цзян Цзэминя. Автор многих его речей, профессор Тэн и после отставки Цзяна остался «первым пером Чжуннаньхая», резиденции современных правителей Китая. Его влияние на ход мысли и политические решения высших должностных лиц государства невозможно переоценить и в наше время, а потому размышления Тэн Вэньшэна о том, на основе каких принципов КНР следует сплотить вокруг себя страны Азии, действительно представляют большой интерес. Не стоит в этой связи забывать и о том, что предыдущий съезд Международной конфуцианской ассоциации открывал лично председатель КНР Си Цзиньпин, который, как и его предшественники, по-прежнему ценит все то, что выходит из-под «первого пера Чжуннаньхая». Тем более, если оно связано с его любимым детищем — проектом «Пояса и Пути», который, по сути своей, представляет проект переустройства мира по китайскому образцу. Некоторые идеи по поводу того, какие именно ценности лягут в основу нового миропорядка, который замыслил построить председатель Си, и предлагаются Вашему вниманию.
д.и.н. Михалев Максим Сергеевич, директор центра «Государство и религия в Азии» Института Китая и современной Азии РАН.
Девять ориентиров ценностей Азии:
- Гармония в разнообразии и единство гармонии и интеграции.
- Искать истину в фактах и идти в ногу со временем.
- Трудолюбие и бережливость, способность положиться на себя.
- Превозмогать все частное, служить общему.
- Претворять в управлении и добродетель, и закон, подобно тому, как медики лечат одновременно корень и симптомы болезни.
- Быть человечным и жить в мире с соседями.
- Быть искренним и почтительным, поддерживать взаимное уважение и доверие.
- Совмещать справедливость с выгодой, держаться стратегии обоюдного выигрыша.
- Быть открытым, всеобъемлющим и учиться друг у друга.
Полный перевод итогового доклада и комментарии профессора Малявина В.В. смотрите а статьях ниже: